top
Главная














butterfly

























































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































КАК ПУСТО ВСЕ НА РОДИНЕ МОЕЙ...

       О.А. Щеткова.

Результаты поиска материалов о деревне Суханово в Челябинском областном архиве и в публичной библиотеке.

«Как пусто все на Родине моей:

В полях у хижин заросли полыни.
В деревне нашей было сто семей,
А нынче нет их даже и в помине…»
Ду Фу Китай

I. ЖИТЕЛИ ДЕРЕВНИ СУХАНОВА (до 1930 года деревня называлась Суханова, а после – Суханово) ЧЕЛЯБИНСКОГО УЕЗДА КАРАСИНСКОЙ ВОЛОСТИ ОРЕНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ С 1796 ГОДА.

То, что произошло с моими земляками за последние 200 лет, заставляет содрогнуться, удивиться, испытать гордость за своих близких и по-своему посмотреть на историю страны, не по учебникам.

Одна из первых переписей произошла в 1624 году и называлась Верхотурской. В 1680 году удивительный муж России Лев Поскочин начал свою знаменитую перепись поселенцев Урала. Поехать на Урал в такое трудное время – это был подвиг, так как край здесь был темный, непроходимый: топи, чащи. Люди встречались редко, много было разбойников, беглых крестьян, спасающихся от гнета помещиков. На русские поселения на Уральских землях нападали кочевники. Села их иной раз были сжигаемы врагами дотла, но народ опять и опять отстраивал свои дома(1).


Карта

«Карта, представляющая от Оренбурга большую Московскую дорогу до Пичуйского Фельшанца и всю Занамаскую линию и от Отогорев вниз по реке Яик до Яицкого Казачьего городка и по Самре до города Самары новопостроенные крепости и Ставропольским ведомством и смешанными местами. 1755 год» (Ф.Р 627, Оп. 1, Д.62 ГУ ОГАЧО «Оренбургская губерния с прилегающими к ней местами по «ландкартам» Красильникова, типографии П.И. Рычкова, 1755 г. Фонд Краеведческого музея г. Челябинска). Фрагмент. «Исецкая провинция».

Фамилия ЧУВАШОВ самая распространенная в деревне Суханова и указывает на чувашские корни. Предки Чувашовых селились в деревне Чувашовой около Шадринска.(2) Чуваши, хотя и жили бок о бок с русскими, но очень разнились с ними. Также, на территории современной Курганской области ранее проживали черемисы – марийский народ.(3) Мари относятся к приволжской ветви финской языковой группы. В ХVII веке марийцы вместе с русскими и чувашами принимали участие в крестьянском восстании Степана Разина, а в ХVIII – в восстании Емельяна Пугачева.

К переселению на новые места жителей окрестных деревень подтолкнуло то, что развивающиеся рядом заводы привлекали к работе крестьян, живущих неподалеку. Самым нежелательным для крестьянина был отрыв от земли. С 1758 Демидов заставлял крестьян не только с насилием, но и «с великими побоями возить железо от своего завода до Сорокинской пристани». Крестьяне подали жалобу Демидову на приказчиков, так как умерло от побоев 18 человек, а более половины работающих не раз были избиты до полусмерти.(4)

Мой предок КУРБАТОВ Петр был уже сорокалетним мужчиной, имеющим двадцатилетнего сына Ефима и дочь, когда решено было перебираться на новые земли. К 1800 году у Курбатовых на плодородной сухановской земле народилось еще 7 человек. Надо сказать, что род Курбатовых, Чувашовых и Сауниных очень плодовитый. Курбатовых подкосило раскулачивание в тридцатых годах, Сауниных больше, чем всех остальных забривали в рекруты, а Чувашовы до сих пор живут по соседству с деревней Суханова и бережно хранят память о своих предках.

АНИКИНЫ – русские крестьяне, из Чердынского уезда (ныне Пермская область) Соли Вычегодской слободы, деревни Аникина, поселившиеся в деревне Быдиной Карасинской волости Оренбургской губернии в ХVIII веке. Аникин Петр в 1759 году решил перебраться на новое место жительства в ближайшую вновь образующуюся деревню Суханова с женой и со своими детьми. В то время освоение новых земель приветствовалось, и по царскому указу крестьянам за обустройство на новом месте полагалась приличная сумма денег, на которые крестьяне могли построить дом и обзавестись хозяйством.

А места вокруг деревни Суханова были удивительными, не похожими на сегодняшние пейзажи! На месте деревни стоял старый бор с огромными соснами, из которых тут же принимались строить дома счастливые хозяева. Река Юргамыш была чистая с холодной водой. Многочисленные ключи на территории деревни вливались в реку. Русло реки было широким – 10 саженей (21 метр!), так что с одного берега на другой приходилось переправляться на лодках. Глубина реки составляла от 2-х до 3-х аршин (2 метра).(5) Дно в Юргамыше было илистое, из рыбы в ней водились караси. В разливе речка достигала 20 саженей в ширину (около 43-х метров) и 5 аршин в глубину(3,5 метра). В засуху река сужалась до восьми метров. Через реку позже был сделан легкий летний мост. Выше по течению реки был построен капитальный мост с заводью, на котором срубили водяную мельницу. На сегодняшний день река Юргамыш у села Введенского не превышает трех метров в ширину и метра в глубину. Испортили реку распашка полей и ядохимикаты, которыми в послевоенное время удобряли поля.(6)

Места вокруг деревни Суханова целебные. Например, озеро Горькое. Грязи этого озера полезны, много людей излечилось на его берегах. Местные жители говорят, что даже укусы насекомых у озера приносят пользу.(7) По воспоминаниям бывшей жительницы деревни Суханова, Тузовой (Курбатовой) Екатерины Ивановны, я узнала, что озеро Рассольное, расположенное неподалёку от села Введенского, в засушливые годы настолько пересыхало, что лечебную грязь ей приходилось «отдалбливать» с помощью лопаты. В 2006 году вода в озере была и введенцы с удовольствием там отдыхали.

…Деревня росла быстро. Очень много рождалось детей, каждый год в семье появлялся новорожденный. Бездетных крестьян почти не было. Население деревни Суханова на 1810 год – молодые люди. Средний возраст жителей – 23 года. Ведь старики остались на насиженных местах, а молодежь прокладывала новую колею.

К 1869 году деревня разрослась ровно в 2 раза, по сравнению с 1800 годом. Появились 2 водяные мельницы и 1 ветряная. Был даже один питейный дом. А скотины было больше, чем людей – аж 840 голов! Даже то, что очень много крестьян забирали в рекруты и прошла Отечественная война 1812 года, не изменило демографической картины. Население деревни Суханова к революции 1917 года составляло 769 человек.

В деревне был свой плотник, кузнец и пимокат. Лошади, коровы, дети — толкотня. Даже не верится, что все это было. Люди жили сытно. Конечно, младенцы умирали очень часто, отсутствовала медицина.… На 1869 год в деревне проживало: два человека слепых, 22 лица болели лихорадкой, ревматизмом – 2 человека, 1 мужчина был расслабленным.

Деревенские мастерицы умели хорошо работать. Только рубашечного холста выделывали 1990 аршин (1413 метров) в год. Веревок было свито 1356 саженей (2888 метров). У жителей деревни Суханова в 1869 году насчитывалось 85 телег, 84 штуки саней, сабанов (старинное название железных плугов) – 85 и 20 единиц борон. Главным занятием жителей деревни являлось хлебопашество. Сеяли пшеницу, яровую рожь, просо, овес, гречку, лен, коноплю. Свой урожай крестьяне доставляли в Шадринск, Курган, Челябинск.

Лугов вокруг деревни не было, и крестьянам приходилось косить сено по опушкам лесов и около займищ.

По статистической ведомости за 1869 год падежа скота от заразных болезней в Сухановой не было, а от неизвестных причин пало 22 лошади, 18 коров, 24 овцы. «Покрадено у жителей 8 лошадей, а других несчастных случаев в деревне не было».

В 1872 году в нашей деревне было около ста дворов, из них в 8 дворах проживали 38 человек военных, остальные 434 человека – крестьяне.

В начале ХVIII века в деревне Суханова насчитывалось 15 семейств с фамилиями: Анбурцовы, Саунины, Коростины, Коротовских, Мокины, Чувашовы, Аникины, Сухановы, Пахомовы, Курбатовы, Пономаревы, Трясцины, Шабурниковы, Фроловы, Ивонины. Позже поселились Куликовских, Ивины, Горных и Речкаловы. После войны 1914 года и революции в деревне появились беженцы и переселенцы: Бражко, Брожко, Биган, Веренчук, Губер, Вандюк, Мандюк, Морецкие, Микус, Цупер, Гроловские, Ковальчук, Цкида, Бган, Панасюк, Колечук, Луцук, Шамуровы, Антоновы, Соченевы, Червяковы, Дубины, Нестеровы, Назарюк, Жуковы.

…Главным организатором переселения в деревню Суханову, что на реке Юргамыш, явился СУХАНОВ Никита. Он решил перевезти свою жену и 14-летнего сына Аверьяна из деревни Суханова на реке Миасс, которая находилась недалеко, в 25-ти километрах. Сухановы с собой на новое место поселения взяли очень много кур, которые за неимением курятников и насестов, взлетали на ночь прямо на ветки деревьев. Это зрелище дало второе название нашей деревне – Куричья. Так и писали впоследствии: деревня Суханова (Куричья). Простояла наша деревня 233 года, с 1759(?) по 1992г.г. Теперь на этом месте только многих сортов крапива растет…(7)

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ДЕРЕВНИ СУХАНОВА ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ С 1796 ПО 1993 гг. (8)

Годы Кол-во
дворов
Население
Мужчин
(чел.)
Женщин
(чел.)
Всего
(чел.)
1796 16 108 111 219
1810 16 120 121 241
1816 34 122 141 263
1834 36 169 192 361
1850 41 193 193 386
1869 81 231 239 470
1872 91 228 244 472
1877 89

674
1889 87 343 356 699
1916 151 367 402 769
1926 103 - - 461
1950 54 - - ?
1990 2 - 2 2
1992 1 - 1 1
1993 - - - -

Из таблицы видно, что к 1950 году число дворов в деревне равно уровню 1850 года, т. е. произошел скачок назад ровно на 100 лет.

II. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ.

Пересматривая Оренбургские Епархиальные ведомости за 1872-1916гг., удивляюсь: власти внимательно следили за нравственностью своих подданных!

Наша Суханова относилась к приходу села Введенского. Расстояние между ними небольшое – 1,5 км.

В 1757 году в селе Введенском была построена маленькая деревянная церковь с колокольней, ее освятили 19 ноября 1759 года, примерно тогда же (с 1750 по 1760гг) начала строиться и наша Суханова. В церкви было 2 священника, 1 дьякон, 2 дьячка и 2 пономаря. При церкви находилось большое количество лавок из соснового и березового леса для торговли в базарные дни по средам на каждой неделе и в ярмарочные дни. Прокопьевская ярмарка проводилась с 6 по 9 июля, Луковская — с 16 по 19 октября, Введенская – с 17 по 22 ноября, перед рождественским постом.(9) На ярмарки приезжали крестьяне из ближайших волостей и деревень. Ведь каждому крестьянину надо было нажить 6 рублей, чтобы заплатить налог за землю (три рубля платили весной и три – осенью). За аренду лавок церковь получала хорошие деньги – 150 рублей ассигнациями в год.

Приход в церкви был большой – 1618 душ, свободного состояния люди – 35 душ. Были и бедные люди в приходе, им оказывалась помощь от прихожан. В состав православного Введенского прихода входили деревни Суханова, Елшина, Быдина, Мишкина, Пестова, Речкалова, само село Введенское. (Из семи перечисленных селений в настоящее время не существуют пять деревень!). К единоверческой церкви относились жители части села Введенского, отдельные семьи из сел Коровье, Пепелино, Пески, единоверцы из деревень Введенской и Маслейской волостей.(10)


С 1777 по 1801 гг. священниками во Введенской церкви были Петр Максимов и Михаил Пантуев, дьяконом – Матфей Инфантьев, дьячком – Алексей Комаров, пономарем – Дмитрий Библецкой. Это было тяжелое время. Уже долгих сто лет шел раскол между православными.(11) 27 января 1784 года священник Максимов пишет рапорт о пропаже денег из церковной кассы. С 1789 года и до самого увольнения священника Максимова 19 августа 1801 года в приходе царит неразбериха. На него прихожане пишут жалобы. Постоянно составляются рапорты проверяющих духовных лиц о том, что Петр Максимов берет деньги за требы незаконно. С 1800 года на смену ему приходит другой священник – Савва Матвеевич Инфантьев, он будет служить долго – почти 50 лет и ситуация в приходе улучшится. Инфантьевы – это, как бы сейчас сказали, священническая «династия». По Челябинскому уезду эта фамилия встречается очень часто в списках священников, дьяконов, псаломщиков.


В 1840 году во Введенском была построена новая каменная церковь с каменной колокольней и такой же оградой. Находилась она в центре села на видном месте. Церковь эта была построена, что называется, всем миром. У прихожан собирали яйца и замешивали с известью. Делалось это для прочности. В 1846 году 16 мая освятили придел во имя Святого Праведного Прокопия Устюжского Чудотворца, в 1859 году освятили второй придел во имя Пресвятой Богородицы. У духовенства «усадебной земли в отводе нет, но малою частию пользует землю причт при домовых своих местах. Писцевой земли, записанной в вечное владение церкви нет, и пахотной, и сенокосной. В 1845 году хотя и отмежевано по 2 штата 198 десятин, но ею не пользуются, так как ее используют православные».


Священнослужители от казны получают жалованье:

старший священник – 144 рубля серебром в год,
младший священник – 108 рублей серебром в год,
дьякон – 54 рубля серебром в год,
дьячок – 36 рублей серебром в год,
пономарь – 24 рубля серебром в год.

Сверх того священникам от прихожан положена хлебная руга (надбавка к жалованию): «пшеницы и ярицы».


Дома у священников, дьячка и пономаря были общественные, а у дьякона – собственный.


9 марта 1879 года семья скончавшегося дьякона Константина Емельянова пожертвовала 100 рублей в ценных бумагах в пользу причта.


…Когда стали проходить службы в каменной церкви, то старую деревянную церковь отдали единоверцам, так как во Введенской волости многие жители придерживались старой веры.


В церковной библиотеке села Введенского в 1908 году хранились следующие книги:

— богослужебные — 53 шт.,
— «писаний Святых Отец» — 24 шт.,
— разного духовного содержания — 88 шт.,
— исторического — 8 шт.,
— законоучительского — 6 шт.,
— «Оренбургских епархиальных ведомостей» – 32 шт.,
— «Церковных ведомостей» – 16 шт.,
— медицинских – 2 шт.,
— учебных – 2 шт.

Церковно-приходская школа для девочек открылась в селе Введенском 1 октября 1898 года.

В Введенском приходе в каменной церкви в 1908 году хранились Клировые ведомости и копии метрических книг с 1782 года.

Кроме того, к селу Введенскому относились две приходские часовни. Одна – в селе Сладко-Карасинском, другая, построена на земле, принадлежащей жителям деревни Речкаловой. Обе деревянные.


За период с 1930 по 1941 годы в Челябинской области закрыли и разрешили сносить, перестраивать под клубы, склады и гаражи


49 православных храмов, в том числе и в Мишкинском районе – 15. Кроме того, в селе Сладкие Караси и в селе Введенское закрыли две единоверческие церкви. Из перевезенного деревянного здания Введенской единоверческой церкви построили начальную школу в совхозе имени «8-го Марта». В стенах закрытой Введенской православной кирпичной церкви в 1942 году смонтировали и пустили в эксплуатацию спиртозавод.(12) В послевоенные годы церковь стояла полуразрушенная. Здание обветшало и стало, якобы, опасным для случайно забегающих туда детей. Это было стандартной причиной для разрушения церквей, ведь даже разрушенные храмы не давали властям покоя. Его решили снести…. Тракторами старались растащить стены, но они не поддавались, вот что значит «строилась на века». Потом, конечно, все снесли. Простояла эта церковь чуть больше ста лет.


Особенное место в жизни, как села Введенского, так и деревни Суханова, занимал священник, а впоследствии протоиерей Григорий Николаевич Образцов. Много о нем писали в Оренбургских Епархиальных ведомостях.


III. ГРИГОРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ОБРАЗЦОВ (1824-1912 гг.).

Удивительно, как много может светлого оставить после себя человек. Когда задумывалась эта книга, то о нем ничего не осталось в памяти людей, а жаль…. В ходе сбора документов все яснее вырисовывалась судьба этого священника.

Итак, Григорий Николаевич Образцов родился в 1824 году в семье дьякона. Отец Григория Образцова — Николай Васильевич имел грамоты, переходящий указ, подтверждающий духовное звание, был награжден высокими наградами от Епархиального начальства – набедренником и камилавкой. Григорий Образцов с отличием окончил курс в Уфимской духовной семинарии и в декабре 1846 года с аттестатом 1-го разряда был причислен в Троицкий уезд в Кичигинскую крепость. С 15 марта 1847 года получил должность законоучителя при Кичигинской станичной школе без оплаты. Раньше священники, как единственно образованные люди в селе, совмещали должность священника при церкви и учителя в школе.

В Кичигино он женился, и у него родился в 1852 году первый сын Федор. Жену его звали Наталья Яковлевна, она была младше своего мужа на 4 года.(13)

2 февраля 1853 года ему была объявлена благодарность от попечительского совета за священнические труды.

19 марта 1853 года Григорий Образцов получил место в селе Введенском Челябинского уезда. Григорий Николаевич характеризуется как опытный, честный и деятельный священник. В 1854 году в селе Введенское него родился сын Михаил. В 1855 году наш Введенский батюшка был определен Епархиальным начальством депутатом при следствиях. Он был переведен в отряд Кульчигинский 20 сентября 1856 года, но что-то ему не понравилось и 27 октября этого же года Григорий Образцов по его прошению вновь переведен в село Введенское, где он будет служить еще 48 лет. В 1857 году матушка Наталья Яковлевна родила ему дочь Ольгу, а в 1859 году – сына Степана.

17 августа 1859 года Григорий Образцов был награжден набедренником за примерное поведение и усердие в проповедях. В том же году, «в воспоминание войны 1853-56 гг.» он получил бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте.

11 июля 1862 года за примерную и ревностную службу Образцов Г.Н. получает благословение Священного Синода.

14 марта 1862 года священник Григорий Образцов был призван для исправления должности действительного благочинного по ХVII благочинническому округу. В состав этого округа входили следующие приходы: (14 (по состоянию на 1880год))
1. Куртамышевский
2. Каминский
3. Таловский
4. Долговский
5. Птиченский
6. Введенский
7. Петровский (приписная в этом же селе без причта, ветхая Церковь во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы).
8. Кипельский
9. Щучанский
10. Маслейский
11. Столбовский
12. Петуховский
13. Обанинский
14. Малобеловодский
15. Мыркайский
16. Косулинский
17. Коровинский.

Вот как Николай Кудрин описывал в Оренбургских губернских ведомостях № 25 за 21 июня 1869 года выборы Благочинного: …« мирная Таловская слобода была свидетельницей небывалого досель и знаменательного явления общественной жизни, а именно выбора Благочинного XVII округа. Выборы эти происходили в местной церкви, таким порядком: после отправления Божественной литургии, священник Капитон Протасов в краткой, но сильной речи объявил собравшемуся из Благочинного Округа духовенству цель настоящего собрания и всю важность обязанностей, возлагающихся на избирателей; потом отслужен был молебен, а затем настоящий Благочинный Г.Образцов прочитал распоряжение епархиального начальства о выборе благочинного и правила каким при этом должно следовать и, предложив собранию избрать для настоящего съезда председателя, удалился из церкви, так повелевалось правилами. Собрание избрало председателем священника Протасова К., который тотчас проверил наличное число собравшегося духовенства , причем оказалось, что избирательных голосов 61. Вслед за этим была пропета молитва «Царю Небесный»; церковнослужители были приведены к присяге, и председателем предложено назначить голосами кандидатов для баллотирования, каковыми и назначены: настоящий Благочинный Г. Образцов, бывшие Благочинные: А. Попов, К. Мухин и священники К. Протасов, А. Орлов, С. Невзоров и Г. Попов; при этом священник А. Попов снова сказал к избирателям речь, призывая их к разумному и беспристрастному избранию, и началось баллотирование, результатом которого оказалось, что из числа 61 голоса получили избирательных: Благочинный Образцов 51, К. Протасов 44, А. Попов 23, К. Мухин 14, А. Орлов 28, С. Невзоров 19, Г. Попов 21. Выборы происходили в строгом порядке, и, как видно, все сознали всю важность дела. Много было при этом посторонних, интересовавшихся происходящим, (честь и слава духовенству! – оно не препятствовало этому). После окончания выборов, собрание постановлением определило жалование Благочинному 200 рублей в год, и в заключение составило Преосвященному (епископу Оренбургскому) адрес, выразивший глубокую благодарность за дарованное право».

В 1872году, «по прослужении трехлетия, по выбору духовенством нового лица в должность благочинного, от этой должности уволен» священник Григорий Образцов. С 1872 по 1881г.г. благочинными по этому округу избирали других, не менее достойных священников. А с 1881 по 1898годы по ХVII благочинническому округу (а позже ХХIХ округ), вновь будет избираться благочинным Григорий Образцов. От обязанностей благочинного он будет освобождён в 1898 году по собственному прошению.

19 апреля 1864 года Г.Образцов был награжден бархатной фиолетовой скуфьей.(15)

В этом же году второй сын Григория Образцова Михаил поступает в Уфимскую Духовную Семинарию. Но образование свое на этом не заканчивает: в 1886 году учится на филологическом факультете Казанского университета. По окончании университета Михаил Григорьевич Образцов работает учителем в Челябинском уезде: в селе Коровье, в деревне Речкалова. Из деревни Речкалова в 1898 году учитель школы Михаил Образцов переведен в село Мыркай в церковно-приходскую школу.(16) Впоследствии он переехал на постоянное место жительства в город Курган, где Михаил Григорьевич Образцов упоминается, как мещанин. М.Г. Образцов умер в 1904 году и похоронен в селе Введенском. Исповедовал его перед смертью священник единоверческой церкви Иоанн Инфантьев. Погребение совершали протоиерей Образцов и единоверческий священник Григорий Троицкий (Сладкокарасинская церковь).

В 1867 году у Григория Образцова родился последний сын Николай. Всего детей у него было пятеро – 4 сына и дочь. Не сомневаюсь, что он был прекрасным, терпеливым отцом. Скорее всего, дочь Ольга тоже получила духовное образование. В те годы девочки из семей священников обучались в Епархиальных женских Духовных училищах городов Челябинска, Оренбурга или Уфы.(17)
В 1868 году – награжден бархатной фиолетовой камилавкой.(18)

В 1869 году третий сын Григория Образцова – Степан поступает в Челябинское Духовное училище.

В 1871 году Григорию Образцову была выражена Архипастырская благодарность за труды и усердие по благотворительному делу.

С 1870 года наш сельский батюшка начинает организовывать у себя в селе Введенском сельское училище. Ближайшее начальное училище находилось в селе Таловском, которое действовало с 1845 года. На первых порах в селе Введенском Григорию Образцову приходилось организовывать школу у себя на дому, без оплаты. Осенью 1871 года, более 135 лет назад в ожидальном помещении волостной управы было открыто Введенское «одноклассное Министерства народного просвещения училище». Это дает мне право считать священника Григория Николаевича Образцова первым основателем школы в селе Введенском. Учителем сельского училища в этом селе был определен Петр Словцов, который тоже имел духовное звание. В 1868 году в селе Введенском грамотных мужчин насчитывалось 17 человек, женщин – 4. 19 Несколько лет работал учителем Иван Семенович Шаромазов, сын псаломщика маслейской церкви. Крестьяне не умели даже расписаться за себя. Но в церковь крестьяне ходили охотно, об этом говорит тот факт, что в двух Введенских церквях было израсходовано за один только 1881 год 20 пудов восковых свечей (320 килограммов!).(20)

В метрической книге за 1875 год от 14 февраля есть запись о бракосочетании: жених – «студент Уфимской Духовной Семинарии Михаил Федорович Троицкий», невеста – «села Введенского священника Григория Николаевича Образцова дочь девица Ольга». Поручители по жениху: «села Сладкокарасинского священник Петр Инфантьев, Троицкого прихода Сухтелинского отряда исполняющий дела псаломщика Николай Троицкий». По невесте – «Благочинный 18-го округа священник Павел Инфантьев и дьякон Иван Попов».

В 1876 году умирает сын Григория Образцова – Федор, 24-х лет. Он не пошел по стопам отца, а находился на гражданской службе – работал почтальоном, перед смертью уволился, возможно, из-за болезни.(21)

Несмотря на житейское горе, Григорий Образцов продолжал службу, и его труды увенчались успехом: в 1880 году, указом Александра II, священник Григорий Образцов удостоен высокой награды – ордена Святой Анны 3-ей степени.(22)

В 1883 году во Введенской волости был голод, вызванный неурожаем. Григорий Образцов организует сборы в пользу бедных, за что опять-таки получает благодарность и архипастырское благословение от Епископа Уральского и Оренбургского Вениамина.(23)

В 1883 году так же, как и во все остальные годы, Г.Н. Образцов присутствует на съезде духовенства по Челябинскому духовному училищу.(24) На съездах священники и благочинные получают от Епархии пенсии для «бедных духовного звания» и раздают их своим прихожанам. В основном это вдовы священников, псаломщиков, дьяконов и их несовершеннолетние дети, оставшиеся без отца. Средний размер такого пособия составлял 8-10 рублей в год – достаточная сумма для сельских жителей.(25)

С 1883 года наш ХVII благочиннический округ переименовывается в ХХIХ благочиннический округ(26) по Челябинскому уезду и в ХХIV по Оренбургской губернии.(27)

6 апреля 1885 года в нашем округе, в селах Столбовском, Введенском, Жирковском, Щучьем, Коровинском, с большим размахом празднуют тысячелетие Блаженной кончины Святителя Мефодия.(28) По всей Российской империи проходил этот праздник пышно и торжественно. Во Введенской школе угощение предоставил ученикам попечитель этой школы (имя его осталось неизвестным). Мой прадед Аникин Федор Иванович как раз в это время мог бы быть учеником, шел ему в ту пору одиннадцатый год.

Ко дню Святой Пасхи 1886 года Григорий Образцов снова награждается наперсным крестом.(29)
 
Неурожаи 1884-85гг. уменьшили доходы церквей, и священники сельских приходов обращаются в Оренбургскую Епархию с просьбой уменьшить взнос с церквей на содержание Оренбургского Духовного училища(30), так как денег на это не хватает и крестьяне в деревнях голодают.

В 1886 году Григорий Образцов получает сан протоиерея.(31)

В 1888 году по Оренбургской Духовной Консистории повсеместно открываются певческие хоры при сельских церквах, которые приходят на смену псаломщикам.(32) Во Введенском также был свой церковный хор, где регентом был крестьянин Василий Яковлевич Шабуров (1879-1934г.г.). За активное участие в подготовке праздника Пасхи 1933 года органами НКВД-ОГПУ он был арестован и вместе с семьей отправлен на стройки Урала. В.Я. Шабуров окончил Введенскую начальную школу. Солдатом участвовал в русско-японской войне. Женился на Татьяне Мельниковой. В его семье было 10 детей. После голодных лет 1921 и 1933 годов в живых осталось только пятеро.(33)
 
В Куртамыше тоже был чудесный церковный хор, прославившийся на всю Оренбургскую Епархию.(34)
 
Протоиерей Григорий Образцов в 1888 году продолжает свой пастырский труд, будучи благочинным по вверенному ему округу. Во время проверки деятельности подчиненного ему священника села Коровьего Максима Худоносова, Г. Образцов очень радовался, что этот молодой священник открыл церковно-приходскую школу в селе. Максим Худоносов не побоялся трудностей. Ведь в это время крестьяне с большой неохотой отдавали своих детей на учебу. Считалось, что грамота крестьянским детям ни к чему. Несмотря на то, что не было учебников и учительская работа не оплачивалась, молодой священник Максим Худоносов сумел добиться от своих воспитанников очень хороших успехов. Обо всем этом Григорий Образцов докладывает Епископу Оренбургскому и Уральскому. На рапорте протоиерея Григория Образцова поставлена резолюция Его Преосвященства: «Объявить похвалу священнику Худоносову и поставить в пример другим». Статья эта была опубликована на самом видном месте Оренбургских Епархиальных ведомостей — на первой странице и была пронизана гордостью и радостью протоиерея Григория Образцова.(35)
 
15 июля 1888 года в этих же ведомостях опубликована большая программа по празднованию 900-летия крещения Руси в Оренбургской Епархии: в селе Введенском пышно отпраздновалось это событие.

В 1890 году все силы священников были брошены на борьбу с расколом. Православные не могут прийти к согласию друг с другом. Принимает участие в этой борьбе и Григорий Образцов. Он проводит беседы с раскольниками, проповедует в церкви.(36)
 
В 1891 году, в январе месяце, Григорий Образцов вместе со вторым священником церкви села Введенское Яковом Ложкиным едут в Оренбург на съезд членов Оренбургского Православного Мессионерского общества.

За 1891-92 учебный год при поддержке протоиерея Григория Образцова были открыты церковно-приходские школы в селах: Столбове, Птичьем, Мыркае, Малодюрягине. В церковно-приходской школе в слободе Птичанской даже была открыта столовая для учащихся из малообеспеченных семей. Школьный обед состоял из одного или двух блюд. Меню состояло из щей, каши, горошницы или похлебки, при этом детям выдавалось достаточно хлеба. Содержание одного ученика обходилось Оренбургскому попечительскому совету 1рубль 50 копеек в месяц. Отдельно стоящих школьных домов по Челябинскому уезду было очень мало, поэтому классы находились в наемных частных домах или в квартирах заведующих школами.(37)
 
В 1901 году Григорий Образцов награждается орденом Святой Анны II-ой степени.

В метрических книгах за 1904 год его рукой ведется запись родившихся и венчающихся, но почерк уже не тот – рука дрожит. В этом году Григорий Образцов освобождается от должности законоучителя в начальном училище с. Введенское, но продолжает службу в церкви.(38)
 
С 1902 по 1910 годы плотничал по благоустройству храмов Федор Иванович Аникин и избирался старостой села Введенского.(39)
 
В клировой ведомости за 1904 год в доме протоиерея Образцова проживали его жена Наталья Яковлевна и их сноха – вдова Дарья Андреевна Образцова. Возможно, что она является женой умершего сына Михаила.

6 апреля 1908 года протоиерей Григорий Образцов подал прошение об увольнении и его просьбу удовлетворили, так как ему исполнилось в это время 82 года.(40)
 
6 мая 1908 года Государь-император «всемилостивейше соизволил удостоить» наградой – орденом Святого Владимира 4-й степени — церкви села Введенское Челябинского уезда протоиерея Григория Образцова.(41)
 
15 мая 1908 года на должность церковного старосты назначается крестьянин села Введенского Фрол Мыльников.(42) Старосты, в большинстве случаев, переизбирались ежегодно. На эту должность ставились серьезные непьющие мужики, пользующиеся авторитетом в селе, верующие.

2 июля 1908 года в селе Введенское в единоверческой церкви был уволен псаломщик Федот Ивин за нетрезвость. По тем временам – небывалый случай.(43)
 
В августе 1908 года крестьянину села Введенское Ивану Чиркову было преподано Архипастырское благословение за пожертвование в местную церковь святой иконы Божьей Матери, стоимостью 250 рублей – большие по тем временам деньги!(44)
 
К 1908 году начинается сложное время для России. В газетах пишут об ослаблении веры среди прихожан. В Оренбургских Епархиальных ведомостях вышла статья, автор которой пожелал остаться неизвестным. Подпись: «Священник», статья под названьем «Одиночество».(45) В ней сельский священник рассказывает о том, как трудно грамотному, культурному человеку оставаться в захолустье. «Ведь огонь огнем загорается. А ведь тут не с кем словом перекинуться…. Поневоле застынешь. Хочется единения, а его и нет». Далее автор статьи предполагает, что именно благочинные могли бы объединить вокруг себя образованных и жаждущих общения людей. И такие мотивы одиночества становятся преобладающими в прессе.

Священники в селе Введенское часто меняются. Наконец, Дмитрий Ильин занимает место первого священника. Долгое время остается незанятым место второго священника.(46) Вторыми священниками по селу Введенское были: Александр Правдухин 22-х лет, потом Павел Иванов 24-х лет.

Родных во Введенском у Образцовых на сегодняшний день не осталось. Поиски родственников этого удивительного человека, гражданина, проповедника, учителя, основателя Введенской школы, протоиерея Григория Образцова результатов пока не дали. Известно лишь из Оренбургских Епархиальных ведомостей, что умер Г.Н. Образцов 20-го июля 1912 года. Некролог по поводу его смерти опубликован не был. Так был безвестно и незаслуженно забыт великий человек.

Лица духовного звания после революции 1917 года расстреливались без суда и следствия. Молодое советское правительство направило свой главный удар на духовенство и дворянство. Потом добило крестьянство, да так сильно нокаутировало его, что деревня до сих пор опомниться не может.


IV. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ РОССИЙСКИХ ДЕРЕВЕНЬ.

Умерла наша деревня Суханова.… Именно поэтому очень важно сохранить хотя бы память о ней. У казахов, киргизов, армян и других народов, существует традиция: каждый мальчик должен знать имена своих прямых предков из семи предшествующих поколений, чтобы в дальнейшем передать своему будущему сыну.(47) У русских, к сожалению, такой традиции нет. Наш народ, возможно, потерял чувство самосохранения из-за своего количества и расселения по огромной территории. Сказалось и время репрессий. Под страхом смерти и ссылки в лагеря дети «врагов народа» боялись даже близким рассказывать о своих предках, часто вынуждены были скрываться под другими фамилиями. Девушки старались поскорее выйти замуж, чтобы изменить метрические данные.

Особенно пострадал от советского строя крестьянин. Кампания массовых выселений шла с декабря 1929 по 1933 годы. Раскулачивание было действенным средством нагнетания массового энтузиазма. То же самое происходило и в промышленности. Смею утверждать, что истинным героем индустриализации был репрессированный деревенский мужик.(48)

Притеснение русского крестьянства началось еще при царском режиме.(49) В декабре 1916 года, по указу царского правительства, началась хлебная разверстка, по которой крестьяне должны были отдавать часть от своих трудов в пользу общества. Хлебная разверстка существовала и при Временном правительстве, и во времена военного коммунизма, и во времена коллективизации, и в послевоенные годы, когда крестьянин не имел паспорта и работал за трудодни.

Постепенно в сознание нашего общества «въелась» психология продразверстничества. Но ведь крестьянин вправе претендовать на те же права, что и граждане из других сословий. Сельских тружеников попросту отучили работать, а ведь это был самый надежный, крепкий класс до революции. Гигантизм в колхозах, объединение земель обезличивают людей, их труд, нивелируют чувство индивидуальной ответственности.

Ударом по деревням явилось деление их на перспективные и неперспективные. Молодежь в 1950—60-е годы массово выезжала из деревень.

Взрыв в 1957 году на «Маяке» на реке Теча, что рядом с деревней Суханова, просто выкосил стариков, которых и без того оставалось мало.


V. ОСТАНОВЛЕННОЕ МГНОВЕНИЕ.

Деревня Суханова Таловской волости Челябинского уезда Уфимского наместничества в июле 1847 года.

Челябинский художник Батуев Олег Юрьевич воспроизвел на холсте мои представления о деревне Суханова в середине ХIХ века, основанные на документах-подлинниках, и получилось… остановленное мгновение из прошлой жизни.

...Был чудесный воскресный день. С веслами к реке идет мой прапрадед Максим Аникин, ему восемнадцать лет. У него есть невеста Наташенька Чувашова – осенью свадьба. В 1848 году у них родится сын Ванечка, мой прапрадед... Речка в то время была глубокая, широкая и чистая. Мост навесной летний через реку еще не был построен, и жители перебирались на другой берег на лодках, которые были в каждом доме. Максим идет из отцовского дома на берегу Юргамыша. За их домом стоит такой же небольшой дом старшего тридцатипятилетнего брата Максима – Луки. У Луки – жена Варя и шестеро детей: пять девочек и девятилетний сын Петя. За домом Луки стоит дом старика Аникина Михаила Петровича. Его сын Моисей «забрит» в рекруты в 1810 году, а сын Петр в 1812 году переселился в деревню Хохлы. За домом Михаила Петровича, ниже к реке, – баня, принадлежащая всем Аникиным. Самая главная достопримечательность – это родник возле бани, куда вся деревня ходит за водой для чаепития. Вода удивительная – холодная и чистая. Есть еще 2 больших родника на территории деревни, а сколько маленьких родничков и не перечесть!

В 1850 году Максим переедет со своей семьей в дом Михаила Петровича. Много позже сын Максима Иван построит на этом месте, но чуть дальше от реки, большой дом с каменным подвалом, а рядом с домом – большой коровник и овчарню. На месте сосен посадят тополя, которые стоят и поныне.

Всего Аникиных в деревне на ту пору было 11 человек. Улица, на которой жили Аникины, называлась Зарека.

На противоположном берегу стоит большой дом Курбатова Семена Петровича. У дома стоят его будущие хозяева, а пока молодожены,— Андрей Курбатов и Матрена.

Главное занятие семьи Курбатовых было хлебопашество.

Богаты же были Курбатовы на детей! По переписям середины 19 века Курбатовых – 31 человек! Много детей — много помощников в хозяйстве. Есть возможность держать несколько коров и лошадей. С увеличением хозяйства появилась возможность продавать избыток на ярмарках во Введенке, Сладких Карасях и даже Шадринске.

После пожара 1909 года Курбатовы начнут строить свои дома в конце Главной улицы и на Бызухе, где строились богатые крестьяне....

Андрей Курбатов был другом Максима Аникина, и сейчас Максим направляется к нему.

Рядом с домом Курбатовых живут их соседи Шабурниковы. У хозяина Ивана Игнатьевича два года назад умерла жена Фекла. Детей от этого брака не осталось, и Иван женился в 1845 году на Екатерине. У них только через три года родится дочь Анна. Екатерина в своем огороде из колодца набирает воду, а Иван относит ее в дом.

В деревне в это время женщины умирали чаще своих мужей. От тяжелого труда, от родов. Поэтому мужчины, как правило, имели за свою жизнь по две жены. Шабурниковы были не так плодовиты, как Курбатовы. Их в деревне было всего 5 человек.

Рядом с Шабурниковыми жили Коростины. Они занимали 2 дома. Детей у них было много, жили тесно. Коростиных насчитывалось 62 человека. Были у них дома и в других частях деревни.

На месте бора будут строить свой дом Мокины, там же они посадят большой тополь, сохранившийся до сих пор.

Самые дальние дома на улице Главной занимают Трясцины, Коротовские, Коростины. Главная улица в 1909 году вся выгорит. Деревня потом отстроится, но дома станут беднее, без наличников, построены будут на скорую руку. Дома уже не будут стоять так близко друг к другу, в целях пожарной безопасности. Некоторые жители деревни «горели» за свою жизнь по 2-3 раза.

Девственного непроходимого леса за деревней не будет: крестьянам необходим лес на строительство и другие хозяйственные нужды. Часть полей будет распахана, а часть останется в виде больших клубничных полян, на которых клубники будет видимо-невидимо!

С вырубкой лесов обмелеет Юргамыш. В годы советской власти будут распаханы и клубничные поляны, что принесет непоправимый вред Юргамышу. Ядохимикаты с полей нанесут значительный вред реке. Рыба в Юргамыше сейчас не водится... У истока реки Юргамыш в Веренигино, рядом с посёлком Мишкино, сделают зону отдыха, создадут искусственное озеро. Это испортит реку. Исчезнет с лица земли и сама деревня Суханова….

Но пока Максим Аникин ни о чем не догадывается. Он молод, счастлив, а впереди – большая жизнь…

VI. П О С Л Е С Л О В И Е .

№ 213. ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА УРАЛЬСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
«О ходе выполнения плана реализации хлебного вина».
29 мая 1931 года.

С Е К Р Е Т Н О.

1. Отметить совершенно неудовлетворительные итоги реализации хлебного вина за две декады мая (43,6% плана).

2. Предложить Уральскому управлению союзспирта и и облсоюзу усилить реализацию спиртоводочных напитков, особенно в деревне.

3. Отменить все постановления райисполкомов, относящихся к ограничению и задержке реализации спиртоводочных изделий на селе, и воспретить устанавливать какие бы то ни было ограничения в реализации хлебного вина.

4. Предложить Уралоблпотребсоюзу дать директиву об обязательном выполнении плана реализации спиртоводочных изделий, привлекая к ответственности руководителей кооперативов, ограничивающих и тормозящих реализацию вина.(50)

5. Обязать отделение союзспирта на Урале, облсоюз и райисполкомы обеспечить бесперебойную доставку спиртоводочных изделий, а также посуду.

6. Предложить областному прокурору еще раз дать директиву районным прокурорам о привлечении к ответственности лиц, задерживающих и тормозящих реализацию спиртоводочных изделий.(51)
 
Зам. председателя Уральского облисполкома:
В.Попов___________

Зам. секретаря облисполкома:
подпись неразборчива ___________

Стало быть, русских людей, в том числе и крестьян, начали подпаивать с 1931 года. В застойные 70-е годы продуктов не было, но водка была в изобилии по доступной цене.

Гибель деревни приводит к сбою алгоритма и разрушению слагаемых генеалогии, к разрыву главных компонентов экосистемы земля—человек—земля.

В складывающихся исторических обстоятельствах генеалогия, на мой взгляд, неизбежно берет на себя нагрузку не только сугубо специфическую, но и нравственную, демографическую и экологическую. Ибо исчезновение русских деревень – это удар по жизнеспособности России!(52)


VII. И С П О Л Ь З О В А Н Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Природа и население Шадринского округа Уральской области. Бирюков В.П., Шадринск. 1926-27гг.

2. Там же.

3. Оренбургские Епархиальные Ведомости 1890 год. С. 519. Малая Советская Энциклопедия. Том 6, г. Москва, 1937 год, С.546.

4. Кондрашенков А.А.. Крестьяне Зауралья в ХVII-XVIII вв., г.Челябинск, 1966г.

5. ГУ ОГАЧО. Статистическая ведомость Челябинского уезда, 1869 год.

6.Воспоминания бывшей жительницы деревни Суханова Носковой А.И.(архив автора).

7.Воспоминания жительницы села Введенское Чувашовой Е.Я., (архив автора).
- Год основания деревни Суханова остается до сих пор под вопросом. (1759(?) – 1992 гг). Годы основания с 1750 по 1760гг.

8.ГГИАРБ. Оренбургская казенная палата, г. Уфа. Ревизские сказки за 1810, 1816, 1834, 1850 гг.

9. А.Сычев, Е.Морозов. Село Введенское в прошлом.// «Искра», 1996, № 19, 13 марта.

10.Там же.

11. Е.Н. Сухина, Челябинская старина, г.Челябинск, 2005г. Е.Н. Сухина, Челябинская старина, г.Челябинск, 2006г.

12.Малая родина. Мишкинский район. Очерки истории. – 1998г., Мишкино, С.21.

13.ГУ ОГАЧО. Клировые ведомости 1843, 1872 гг.

14.Оренбургские Епархиальные ведомости 1880г., № 23, 1 декабря, С. 955.

15.Скуфья - у православного духовенства: остроконечная бархатная черная или фиолетовая шапочка. В Византии скуфьи и камилавки украшались драгоценными камнями и употреблялись для ношения императором или его придворными. Из уважения к священническому сану, греческие императоры предоставили права священникам на их ношение. С 1890 года Епархиальные епископы получили права награждать скуфьями и камилавками наиболее отличившихся на духовном поприще священников. (Оренбургские Епархиальные ведомости 1907 год. С. 267)

16.Оренбургские Епархиальные ведомости 1898 год, С. 212.

17.Оренбургские Епархиальные ведомости 1908 год, С.280, С.660.

18.Камилавка - высокий цилиндрический с расширением кверху головной убор – почетная награда православных священников.

19 А.Сычев, Е.Морозов. Село Введенское в прошлом. //«Искра», 1996, № 19, 13 марта.

20.Оренбургские Епархиальные ведомости 1881 год, С.377, С.379.

21 А.Сычев, Е.Морозов. Село Введенское в прошлом. //«Искра», 1996, № 19, 13 марта.

22.Оренбургские Епархиальные ведомости. 1880 г., №13, 1 июля, С.480.

23.Там же 1883 год, С. 90.

24.Там же 1885 год, С. 760.

25.Там же 1883 год, С. 485.

26.Там же 1883 год, С. 853.

27.Там же 1887 год, С. 131.

28.Там же 1885 год, С. 774.

29.Там же 1886 год, С. 264.

30.Там же 1887 год, С. 604.

31.Там же 1886 год, С. 264.

32.Там же 1888 год, С. 108.

33. А.Сычев, Е.Морозов. Село Введенское в прошлом. // «Искра» 1996, № 19, 13 марта.

34.Оренбургские Епархиальные ведомости 1888, С. 811.

35.Там же 1888 год, 1 мая, С. 239.

36.Там же 1890 год, С. 320.

37.Там же 1894 год, С. 37, С.61-62.

38.Там же 1900 год, С. 312.

39.Там же 1907 год, С. 53, С. 337.

40.Там же 1908 год, С. 145.

41.Там же 1908 год, С. 160.

42.Там же 1908 год, С. 172.

43.Там же 1908 год, С. 218

44.Там же 1908 год, С. 280.

45.Там же 1908 год, С. 478.

46.Там же 1908 год, С. 204.

47.Ступников А.А. Генеалогия государственных крестьян. //Известия русского генеалогического общества. С.-П(б)., 20., № 9.

48.Базаров А.А. Кулак и АгроГУЛаг. Челябинск, 1991.

49.Ступников А.А.Генеалогия государственных крестьян. //Известия русского генеалогического общества. С.П(Б)., 20., № 9, С. 98-100.

50.Постановлением президиума Челябинского облисполкома от 11 июня 1935 года для выполнения плана продажи водки предусматривалось установить зависимость размера заработной платы работников торговли от количества проданной водки с сохранением гарантированного минимума зарплаты. ( ГУ ОГАЧО, Ф.274, О.3, Д. 351, Л. 31).

51.( ГУ ОГАЧО, Ф. 88, О.1, Д. 63, Л. 87-87об. Подлинник. Челябинская область 1917-1945гг. Сборник. г.Челябинск 1999г., С. 148.

52.Консультанты: Плотников С.В., Суханов М.В., Лазуко Н.А., Щетков К.Д., Чувашов В.А., Носкова А.И. и бывшие жители деревни Суханова. Редактор Лазуко Н.А..


С П А С И Б О   В С Е М !

Выписки из Оренбургских Епархиальных ведомостей и другие документы, использованные при подготовке книги, желающие могут найти в публичной библиотеке г. Челябинска, в музее и в библиотеке поселка Мишкино, в школе села Введенское Мишкинского района Курганской области.



Фото

Старые тополя в конце улицы Задней в деревне Суханова.
Фото

Река Юргамыш у моста деревни Суханова (2006 год).
Картина

Деревня Суханова в июле 1847 года. Вид с улицы Зарека.
Художник Батуев О.Ю., г. Челябинск, 2007 г.
Собственность краеведческого музея поселка Мишкино Курганской области.
Фото

Карта


1. Чувашова Марьяна Лаврентьевна
2. Устинья Семеновна Коротовских; Чувашова Агрепина Ивановна; Шабурникова Таисья Осиповна
3. Чувашов Михаил Осипович
4. Саманница
5. Бахматов Иван Степанович
6. Саунина Анна Леонтьевна; Чувашова Александра Леонтьевна
7. Чувашов Иван Леонтьевич
8. Чувашов Антон Степанович
9. Мокин Петр Федорович
10 – 19. Дома были вывезены по железной дороге в 1930 г. Хозяев раскулачили.
20. Чувашов Иван Иванович
21. Чувашов Александр Иван.
22. Чувашов Степан Иванович
23. Чувашов Антон Степанович (до 1931 г.)
24. Чувашов Капитон
25. Чувашова Анисья
26. Чувашова Агрепина Иван.
27. Общая баня
28. Аникин Федор Иванович (до 1910 г.)
29. Ферма, загон для скота
30. Коростин Агап
31. ?
32 – 41. Дома были вывезены по железной дороге в 1930 г. Хозяев раскулачили.
42. Коростина Прасковья Андреевна
43. Чувашова Марфа Николаевна
44. Суханова Соломия Федоровна
45. Мыльников Павел Николаевич
46. Горных Павел Иванович
47. Ушаков Родион Федорович; Суханова Вера Никитична
48. Суханов Никита Васильевич
49. Кузнецова Дарья Никитична
50. Чувашова Прасковья Васильевна
51. Гасюк Мария Николаевна; Чувашова Анна Федоровна
52. Чувашов Василий Степанович
53. Мокин Кузьма Семенович
54. Контора
55. ?
56. Коростин Яков Парфенович
57. Шабурников Владимир Григорьевич
58. Школа
59. Мокина Марфа Лукинична
60. Саунин Александр Андреевич (построен с 1960 г.)
61. Курбатова Анна Феклистовна
62. Кузница
62а.Курбатова Анна Феклистовна
62б.Старый дом Курбатовой Т.Н.
63. Курбатова Татьяна
64. Гордеева Мария Григорьевна (построен в 60-х г.г.)
65. ?
66 – 70. На месте раскулаченных домов был создан колхозный сад.
71. Чувашов Николай Петрович
72. Коротовских Николай Степанович
73. Горных Василий Павлович
74. Чувашов Петр Григорьевич
75. Чувашов Степан Степанович
76. Чувашов Роман Иванович
77. Панькова Мария Андреевна
78. Чувашова Аграфена Ивановна
79. Косарева Мария Ивановна
80. Иван Андреевич
81. Клуб, правление
82. Коростина Анна Степановна
83. Магазин, ларек
84. Коротовских Марьяна Митрофановна; Шитикова Зоя Парфеновна
85. Трясцина Апросинья Петровна
86. Коротовских Дарья Фроловна
87. Резевских Геннадий
88. Коростин Алексей Григорьевич
89. Трясцин Дмитрий Ефимович
90. Коростина Мария Ивановна
91. Чувашов Алексей Семенович
92. Чувашов Петр Алексеевич

Карта составлена со слов:
1) Чувашова В. А.
2) Носковой А. И.
3) Манаковой Г. А.
4) Чувашовой П. Н.
5) Ивиной А. В.

Записала:
Щеткова О. А.
Оформил:
Щетков К. Д.

butterfly

©  Ватутина Александра, 2007-2008

Хостинг от uCoz